Мы много пишем о числах, о рациональном подходе к собственным ресурсам, о поиске истины через статистику и аналитику. А сегодня неожиданно поговорим об иррациональном — о вере. Нужна ли она в IT? Да и вообще, нужна ли?
***
Вера — естественное продолжение сознания, результат эволюции человека. Верить во что-то — значит находить ответы внутри себя, интуитивно.
Адепты науки говорят, что вера возникает там, где нет знаний, что вера — это суррогатная информация, призванная заполнить такой неприятный вакуум в черепной коробке. Не-а, знаний может быть сколько угодно. Был забавный диалог несколько лет назад:
— Вера — удел безграмотных, тех, кто не слушает науку, кто хочет найти простое решение сложной проблеме.
— Секундочку, но ты ведь минуту назад говорил, что веришь в либертарианское будущее. И ты знаешь, что вероятность этого близится к нулю, но при этом продолжаешь верить.
Объяснение простое — вера возникает не в отсутствии информации, а когда сильно хочется, чтобы информация приняла определённый вид. Люди верят в загробную жизнь не потому, что им не хватает знаний, а потому, что умирать не хочется.
Хотят люди верить, что небеса обетованные, приятно им. Или в победу любимого футбольного клуба, статистические шансы которого в одной квадрилионной дюйма от нуля.
При этом вера — удивительная штука, потому что иногда это самое «хочу» превращает фантазии в реальность. Вера заставляет людей в погоне за мечтой рисковать, идти на крайности, совершать нелогичные, но по необъяснимому стечению обстоятельств, правильные шаги. Именно поэтому я не боюсь сильного искусственного интеллекта — машина не будет совершать ход, когда вероятность успеха — 1 к 100 000 000.
Одновременно с этим, вера ослепляет — она, как шоры, закрывает альтернативные решения, иногда более безопасные и логичные. И упомянутый выше риск оборачивается трагедиями, как личными, так и общественными. Окей, пришло время взвесить pro и contra.
Чем хороша вера
Не буду потчевать вас историями миллиардеров, которые никого не слушали, не прощупывали рынок, не тестировали продукт на востребованность — короче, не делали всего того, что нужно делать, а потом срывали джек-пот. Это статистические аномалии, ошибка выжившего.
Есть примеры поинтереснее. Большинство знакомых успешных предпринимателей, вроде того же Сержа Фаге, основателя Ostrovok.ru, мало спят, много работают и находят силы даже тогда, когда индикатор заряда должен показывать отрицательные значения. Это происходит потому, что физические ограничения легко снимаются разрядом безумия — большой и сильной верой в то, что всё получится, главное, поднажать.
Им вера помогает преодолевать неудачи — когда не получилось, найти силы для новой попытки. А ещё мотивировать команду: лидер должен быть светом путеводной звезды — без веры это свет обычного уличного фонаря. Вера привлекает деньги от инвесторов — они люди, не роботы, и тоже готовы последовать за путеводной.
А теперь пару литров дёгтя
Всё так хорошо, так прекрасно, когда та самая звезда ведёт к светлому будущему… Но иногда люди настолько ослеплены верой в идею, что направляют корабль в бездну. Иногда отъехавшая крыша основателя уничтожает многомиллионные компании.
Самый расхожий сценарий, когда очевидно, что продукт не нужен рынку и ему требуется смена курса, но основатель продолжает жечь деньги. «Вот сейчас точно получится, а всё дело было в несчастливых ботинках!».
И, упаси вас джекдениэлс, вести переговоры с людьми, которые слепо верят в свой проект с парой тысяч посетителей на сайте и корявыми случайными продажами. Такие надменно и пафосно будут ждать от вас признания их гениальности. Маленькие, бесполезные и высокомерные.
Так что делать-то?
Внимательный читатель мог заметить, что «вера», как обогащённый уран — можно построить АЭС, а можно пульнуть ядерную боеголовку с бомбардировщика. Почувствуйте разницу — верить в себя, в людей, в свой успех, в светлое будущее или верить в продукт, в идею, в концепцию. Короче, верить в возможность достижения результата или верить в результат.
Адепты первого подхода понимают, что могут ошибаться, стараются подкреплять всё цифрами, трезво оценивают слабые и сильные стороны, умеют вовремя сделать пивот… В их призрачном видении, в их фантазиях ключевое — победа. С этим продуктом, с другим ли — неважно.
Другие же рисуют в голове идеальный мир, к созданию которого они приложили руку. Где они привнесли что-то конкретное, уже созданное и обдуманное до мелочей. Так рождаются презентации из серии «я хочу соединить фейсбук, инстаграм, пинтерест, телеграм и энгри бёрдс, дополнив это всё виртуальной реальностью и стволовыми клетками».
Для них важно не достичь успеха, а реализовать задуманную идею в её первозданном виде. Они не слушают, не признают ошибок и винят во всём окружающих. Их раздражает чужой успех. Непризнанные гении.
Ещё раз, Брэнсон, Джобс, Цукерберг — статистические аномалии. Не равняйтесь на них, ведь то, что получилось у этих троих, не получилось у сотен тысяч других. С тем же успехом равняться можно на победителей лотерей.
***
Люди, которые думают о том, как заработать денег, делают для мира намного больше полезного, чем альтруисты и волонтёры. Бизнес платит налоги. Миллиардеры, пусть и не всегда искренне, тратят огромные деньги на благотворительность, помогают тем, до кого не дотянулось благоустройство. И получается у них, потому что они верят в свой успех, а не в успех идеи.
TL;DR — верить нужно осторожно; одёргивайте себя, когда становитесь психом и начинаете есть айподы, чтобы пропитаться духом Стива; не гонитесь за идеей, решайте проблемы людей и берите за это деньги.
FROM_MAIL
Комментарии