10 мая #tceh и ФРИИ открыли VR-лабораторию в центре Москвы. Это первая площадка в России для работающих в сегменте разработчиков, учёных и предпринимателей со всем необходимым специальным оборудованием, доступом к отраслевой экспертизе и венчурным инвестициям.
Для тех, кто пока не очень в курсе, что это за буквы такие — VR, MR и AR, — и в чём между ними разница, мы подготовили этот материал. Как устроены реальности, отличающиеся от настоящей, и чем они полезны человеку и бизнесу, рассказал Илья Королёв, управляющий портфелем ФРИИ.
Виртуальная реальность меняет технологии
Мы на 4-м этапе цифровой трансформации. Первым витком были персональные компьютеры, которые вошли в каждый дом, изменили работу, обучение, коммуникации. Второй виток — появление интернета, третий — мобильные телефоны и смартфоны. Дополненная и виртуальная реальности — это новый этап развития контентных платформ. Одновременно с VR, AR и MR двигают трансформацию интернет вещей, искусственный интеллект, дроны и роботы.
Дополненная реальность находится на дне «разочарования», виртуальная реальность — на склоне «просвещения»: рынок начинает понимать, что это; видеть и получать пользу от технологий.
Чем отличаются VR, AR, MR и другие реальности
Разберёмся с понятиями. Пол Милгрэм сформулировал концепцию спектра реальностей: от физического мира, где мы непосредственно находимся и взаимодействуем с объектами, до виртуальной реальности, сгенерированной компьютером. И между ними — ряд других реальностей.
Первым слоем над объективной идёт дополненная реальность: на реальный мир накладываются слои, которые улучшают его. Например, на лобовое стекло автомобиля проецируется карта перемещений, эмулирующая дорожное полотно, с подсказками, где ускориться или замедлиться, в каком месте повернуть. Или инженер на заводе с помощью шлема дополненной реальности может увидеть, где находится распределительный щиток и подсказки, какие операции нужно совершить, чтобы открыть его и не получить при этом травм. Уже придумано множество устройств для погружения в дополненную реальность. Самое простое из них — смартфон.
В смешанной реальности происходит не наложение улучшающих слоёв на действительность, а появление в нашем мире виртуальных объектов, которые к нему не имеют отношения. Они могут быть зафиксированы в реальном пространстве с помощью трекинга. Например, вы могли видеть ролики о Microsoft HoloLens, где в нашей реальности появляются замки, сделанные в видеоигре Minecraft, или виртуальный двигатель самолёта, с которым может поработать инженер. Недавно компания Meta выпустила Meta 2 Development Kit. Он позволяет проецировать и фиксировать в реальном пространстве трёхмерные объекты. В 2017-2019 годах выйдет большое количество подобных устройств, они позволят по-другому взглянуть на мир.
В дополненной и смешанной реальностях человек видит обычную реальность, а в неё вписываются цифровые объекты.
Ещё один тип реальности — это дополненная виртуальность: в виртуальный мир вписываются реальные объекты. Например, при просмотре видео мы видим свои руки: камеры захватывают их изображение и оно накладывается на контент.
На дальнем, обратном нашему физическому миру, краю спектра находится виртуальная реальность. Это полное воссоздание в виртуальном мире вокруг нас объектов, сгенерированных с помощью компьютера. И мы можем с ними взаимодействовать. Виртуальная реальность взаимодействует сразу с несколькими органами чувств, в первую очередь со зрением, слухом и осязанием. Сейчас уже есть технологии, которые позволяют работать с запахами, а скоро появятся устройства, которые задействуют и вкус.
Работа с органами чувств даёт эффект присутствия и погружения в виртуальную реальность, когда человек перестаёт осознавать, что он в виртуальной среде. Чем больше задействовано осязание, тем больше эффект. Уже есть решения, которые используют полное погружение. Например, в медицине — для борьбы с фобиями. Показывать реальных пауков человеку, который их боится, — риск, особенно если пауки ядовитые. А в виртуальной реальности можно. К счастью, пока технологии не дошли до того, что если человек умирает в виртуальной реальности, то это происходит и на самом деле.
Погружение в виртуальную реальность обеспечивают устройства: от самых простых, смартфонов, до современных, того же Oculus Rift. Разница — в степени погружения.
Развитие VR-индустрии
Большое количество разработок идёт в области железа, прежде всего средств ввода информации и контроллеров. Сейчас все привыкли к тому, что основные контроллеры — это мышка, клавиатура и джойстики от консолей. VR и AR дают другие паттерны взаимодействия с виртуальной реальностью, начиная от систем трекинга — жестов человека или всего тела — до управления объектами.
Отслеживание мимики человека в VR может стать прорывом в социальной коммуникации. Мы сможем общаться не только голосом, но и передавать эмоции через наш виртуальный аватар, например, улыбаться собеседнику.
Развивается и программное обеспечение, прежде всего контент и платформы для его распространения. Понятно, что платформы будут вводить лидеры рынка — производители шлемов.
В сфере развития софта можно назвать и разработку приложений и контента под заказ. Например, для продаж недвижимости девелопер сможет загрузить через сервис трёхмерные модели зданий или квартир.
VR и AR для жизни и экономии
Обыватели часто думают, что VR и дополненная реальность — это прежде всего игры. Но эти технологии используются и в образовании — для создания обучающего и познавательного контента, в спорте, военном деле, в медицине — например, для реабилитации, тренировки или симуляции.
Выглядит хорошо, но какую конкретную ценность приносит? Скажем, футболист обходится клубу в $100 млн. Соответственно, любая травма может обойтись в нескольких сотен миллионов долларов. Поэтому возможность учить спортсмена механике и стратегии игры без взаимодействия с материальными объектами и риска травм позволит клубам серьёзно сэкономить. А военные могут тренировать тактику не бегая по полю и стреляя друг в друга в реале, а делая всё это в виртуальной реальности, ничуть не рискуя здоровьем.
Достаточно популярно применение технологий виртуальной реальности в медицине для реабилитации пациентов. Например, двигательные навыки у перенесших инсульт могут восстанавливаться быстрее за счёт эффекта полного погружения.
Виртуальная реальность позволяет дешевле создавать объекты, здания, сценарии. Например, при проектировании вы можете пройтись по зданию или самолёту будущего с помощью виртуальной реальности. И больше не нужно создавать огромные макеты, стоящие в сотни раз больше, чем VR-решение.

Кирилл Макуха, community manager VRLab:
Технологии VR действительно применяются не только в сфере развлечений. Отрасль активно формируется. Уже есть люди, которые хотели бы делать проекты в виртуальной и дополненной реальностях, решающие проблемы в повседневной или бизнес-среде. Наша VRLab появилась как раз, чтобы помочь отрасли и проектам, которые в ней растут, максимально быстро развиваться.
В рамках VR-лаборатории мы реализовали множество крутых предложений для наших резидентов: студия захвата движения на базе камер Vicon Vero, полный спектр современных VR/AR шлемов. Вокруг VRLab мы объединяем самое продвинутое экспертное VR/AR-сообщество. Мы работаем над тем, чтобы наши резиденты одними из первых в России могли пробовать самые горячие технические новинки индустрии.
Экспертизу обеспечивают наши партнеры из ФРИИ. В VRLab организованы регулярные встречи с экспертом из ФРИИ. Он помогает нашим резидентам развиваться, находить узкие места и, в итоге, привлекать инвестиции.
Мы делаем все, чтобы в рамках VR-лаборатории начинающие и уже опытные предприниматели чувствовали себя комфортно и уверенно.
Заходите к нам в гости в VR-лабораторию! Можно записаться на экскурсию. До 17 мая можно погрузиться в VR-трейлер «Чужой: в утробе», российская премьера которого состоится 18-го.
Комментарии