В 2013 году журнал Fortune насчитал по всему миру 39 «единорогов» — быстрорастущих компаний с оценкой более $1 млрд. Сегодня в списке уже 17 стран и 174 «единорога», из них 101 из США и 36 из Китая. Из российских проектов в список попал... только один — на 68 месте по версии fortune.com расположился Avito. Почему же эти фантастически прекрасные животные не пасутся на бескрайних полях нашей родины и как вывести золотоносную породу в наших условиях? Мы поговорили об этом с руководителем клуба инвестиций ФРИИ и преподавателем «Школы инвестиций» Максимом Чеботарёвым.

Откуда взялись «единороги»

Для начала давайте разберёмся, почему в США резко взлетели оценки технологических компаний. Максим Чеботарёв рассказывает об этом так:

“После кризиса 2008 года США нужно было резко восстановить экономику. Правительство и SEC ввели массу ограничений на Уолл-Стрит: хедж и пенсионные фонды стали менее интересны инвесторам, и те переключили внимание на Кремнивую Долину. Туда потекли десятки миллиардов долларов из публичных активов. Повышение ликвидности, которой накачивали компании, спровоцировало взлёт оценок. Плюс ко всему Штаты очень круто умеют растить капитализацию. Это помогло становлению «единорогов», но создало дополнительные проблемы — многие опасаются повторения «пузыря» начала 2000-х. Уже сейчас привлечь деньги очень тяжело, если твоя компания не умеет зарабатывать. Компании, которые подняли $100 млн, понимают, что не привлекут ни доллара — придётся быть эффективней и научиться находить денежные потоки”.

В нашей стране «единорог» — явление призрачное. Во-первых, потому что в России есть нефть. А ещё газ, уголь, алмазы... Даже если весь мир перейдёт на альтернативные источники энергии, сырьевое мышление будет тормозить движение вперёд.

Максим:

«Если бы оценка наших компаний была в баррелях, у нас тоже были бы «единороги», только нефтяные. Но сейчас всё измеряется в тех деньгах, которые производим не мы. В России очень много денег, но они бурной рекой вливаются куда угодно, кроме венчура и технологий. Однако, на наше счастье, рынок меняется — появляются истории успеха, становится больше ликвидности, люди начинают видеть в стартапах перспективы для инвестиций».

Так что же нужно изменить?

Для начала нужно сконцентрировать опыт, навыки и знания территориально в одном месте. Посмотрите на Швецию. Страна в 37 раз меньше России, но Стокгольм вырастил двух «единорогов» — стримминговый сервис Spotify и сервис онлайн-платежей Klarna. А ещё Skype, студию видеоигр Mojang и King Digital — разработчика Candy Crash Saga, одной из самых успешных мобильных игр в истории.

Для этого страна создала инфраструктуру для стартапов: в технологическом кластере Kista Science Park работает более 700 компаний, а всем предпринимателям в Стокгольме предоставлен быстрый доступ в интернет. Даже простым гражданам в 90-х давали льготы при покупке персональных компьютеров. Но не только руководство страны думает о развитии. Шведские стартапы изначально нацелены на масштабирование и выход на международный рынок — сама Швеция слишком мала для больших проектов. И тут есть, над чем задуматься нам.

Далее, необходимо пропагандировать технологическое предпринимательство и учить тех, кто стремится попасть в индустрию сразу работать по правильным методикам. Увы, в России до сих пор многие стартаперы ориентируются на принципы инвестирования в США образца 2009-го, и сразу ждут оценок в несколько миллионов долларов.

И, наконец, нужно сразу думать о создании бизнеса, который может конкурировать на международной арене. У нас же распространена практика копирования западных бизнес-моделей, когда продукт заранее сковывается границами 140-миллионного населения, которое ещё и не интегрировано в онлайн. Да и вообще, какие единороги, когда наши стартапы до конца не освоили базовые вещи! MVP, юнит-экономика, быстрые пивоты… Единицы готовы считать свои показатели, у остальных «единороги» разве что в комплекте с принцессой в воздушном замке.

Короче, лавочку можно закры…

СТОП!

Отменить панихиду! Всё плохо? А вот и нет. Глупые смотрят на ситуацию одномоментно — раз сегодня печаль, значит и завтра печаль. Умные же смотрят вдаль. Давайте поглядим, что происходит и будет происходить в России в венчуре.

Просили объединить опыт, знания и навыки в одном месте? Добро пожаловать в стартап-хабы.

В коворкинге #tceh как минимум три лошадки уже отбивают копытами пыльцу. Сервис интерактивной ТВ-рекламы GetShopTV оценили в 150 млн рублей, и проект привлёк 15 млн рублей от российских инвесторов. Решительность инвесторов — отличный показатель. Или вот ещё: портативный проектор CINEMOOD собрал больше $100 000 на краудфандинговой платформе Indiegogo. При этом $35 тыс поступили на их счёт уже в первые сутки. Ещё бойкий проект — Hot WiFi, сервис по авторизации в Wi-Fi-точках через профили в социальных сетях. Ребята начинали с Казахстана и расширили географию до Испании, Германии, Канады, Армении, Белоруссии и Украины.

Без ложной скромности, #tceh — самое заметное место, чтобы начать что-то делать. Но среди многих. В Москве сейчас стартап-жара — количество мероприятий, тусовок и программ поддержки для стартапов зашкаливает. Да, кто-то закрывает офисы и увозит команды на тракторе, но на их месте возникают новые. Офисы выживших, больших, технологических открыли свои двери: в одном только «Яндексе» десятки мастер-классов.

Просили культурную и образовательную среду? ФРИИ всё больше взаимодействует с ВУЗами, а вместе с ними и с действующими предпринимателями.

Главное — если раньше погружение в стартап-культуру происходило через фильм «Социальная сеть», обрывочные заголовки об успехах технологических компаний, которые не зарабатывают деньги, а поднимают инвестиции, соревнования «Кто круче владеет PowerPoint’ом», то сейчас первое знакомство обычно проходит на практических бизнес-хакатонах, конференциях и образовательных мероприятиях.

Сейчас всё больше стартаперов знают про денежные потоки, custdev и их важность для будущего компании.

Просили стажировки, акселераторы и бизнес-инкубаторы? Welcome!

Реальный кейс — на стажировку в #tceh пришёл парень, который основал стартап и мучился, пытаясь сделать его жизнеспособным. Через 3 месяца он освоил профессию продакт-менеджера, научился делать экономически эффективные решения и сейчас работает над потрясающим финтех-проектом.

Новая надежда

Главное — у нас есть потенциал. Не единым Avito, как говорится. Если внимательно приглядитесь к «единорогам» из списка Fortune, у парочки из них увидите тоску по русским берёзкам: один из четырёх основателей Slack — русский программист Сергей Мурашов, сооснователь Evernote — бизнесмен Степан Пачиков. Взять даже Telegram, у которого «прорезаются крылья». Да, эти проекты ушли развиваться на Запад, но есть и те, кто остался.

Надежду укрепляют удачные примеры: Easy Ten, который получил $125 тысяч от 500 Startups при оценке $5 млн, Coub и Luka.ai прошли в акселератор Y Combinator. Количество стартапов, которые идут жизнеспособным путем возросло втрое — об этом мы можем судить по качеству заявок в акселератор ФРИИ, на рабочие выходные и по резидентам коворкинга.

Стартапы перестали думать только о том, как получить деньги и просадить их на sex, drugs & rock'n'roll. Теперь они думают, как заработать, аккуратно расходовать средства и построить успешный бизнес.

***

У России огромный венчурный потенциал. Без шуток. Сейчас рай для бизнес-ангелов: количество проектов, в которые можно зайти на ранних стадиях и которые выглядят устойчивыми, зашкаливает. Пройдёт несколько лет и те, кто сегодня на посеве, завтра дадут плоды. И победит тот, кто осмелится предпочесть венчур альтернативным инвестициям.

Дорогая редакция #tceh выражает благодарность Максиму Чеботарёву, преподавателю в «Школе инвестиций» и руководителю клуба бизнес-ангелов ФРИИ, за помощь в подготовке статьи.

LETS_SUBSC

Мария Георгиевская,

Автор #tceh