Оценивая стартап перед сделкой, разумный инвестор обязательно проявит должную осмотрительность и проведёт предварительную проверку его юридической чистоты — due diligence. А если выявит проблемы, то вполне может и отказаться от рискованного вложения.

Партнёр в юридической компании «Зарцын, Янковский и партнёры» и преподаватель юридического факультета МГУ Роман Янковский рассказывает о вопросах из стандартного чеклиста due diligence. Темы юридической проверки новых проектов и, с другой стороны, успешной подготовки стартапа к питчу занимают важное место в курсе «Школа инвестиций» от ФРИИ и #tсeh, ближайший из которых стартует уже 8 декабря.

Вопросы входа

Проверяя стартап, инвестору и его юристам предстоит выяснить:

  • • Правомочен ли стартапер распоряжаться своим бизнесом? Нет ли у компании скрытых или потенциальных владельцев, которые могут впоследствии оспорить сделку?

  • • Действительно ли стартапу принадлежат его активы — бренд, код, дизайн, имущество?

  • • Нет ли у стартапа скрытых юридических дефектов, которые потребуют дополнительных расходов? Нарушала ли компания закон и какие штрафы могут за это грозить?

Разберём по пунктам.

Оспаривание сделки

Мечта юриста — это стартап, созданный месяц назад в форме ООО с единственным учредителем. Во всех остальных случаях появляются разные «если».

Если нынешние владельцы не были основателями компании, а купили свои доли в ней, то результат этих сделок может быть оспорен. Прежде чем продать свою долю третьим лицам, соучредитель ООО обязан предложить её по той же цене остальным участникам общества. Не будет доказательств этого обязательного предложения — и любой из оставшихся участников бизнеса сможет претендовать на спорную долю в компании.

За последние 2 года законодательство о передаче и залоге долей существенно доработали, закрыв большинство корпоративных «лазеек». Но общий срок исковой давности в России составляет три, а по некоторым сделкам даже 10 лет. И получается, что многие сделки, проведённые ещё в нулевых, до сих пор можно оспорить.

И даже с учётом обновленных норм в законах остались неясности. Преимущественное право партнеров можно обойти, обменяв долю или вложив её в капитал другой компании. Также пока что неясно, как будут работать новые для России формы корпоративных договоров и опционов.

Например, Петя предложил своему сотруднику Васе опцион на долю в ООО «Белое и пушистое». Сделку оформили в соответствии с новой нормой об опционе-оферте. Опцион заверили у нотариуса. Когда условие опциона исполнилось, Вася пришел к нотариусу реализовывать опцион. Но тут оказалось, что ООО «Белое и пушистое» уже не принадлежит Пете, потому что он продал свою долю некоему АО «Металлург». Директор этого АО весьма эмоционально отреагировал на предложение вернуть долю, заявив, что при покупке он внимательно изучил устав ООО и ЕГРЮЛ, и про опцион там не было ни слова.

Кстати, если устав общества нестандартный, то в нём тоже могут быть «сюрпризы». Устав может ограничивать предельный размер доли или её стоимость, соответственно препятствуя консолидации компании или привлечению в неё инвестиций.

Владение активами

Основные активы стартапа — это интеллектуальная собственность (ИС): код, дизайн, товарный знак. Но их истинная принадлежность может оказаться под вопросом. Ведь по умолчанию любая интеллектуальная собственность полностью принадлежит её создателям. Для кого и за чей счёт она создавалась — не имеет значения: пока переход прав не оформлен, её владельцем останется автор.

Правильно оформить права на интеллектуальную собственность поможет несложный чеклист:

  • 1. Один из договоров компании с автором должен предусматривать передачу ИС. Это может быть договор авторского заказа, договор об отчуждении исключительных прав, специальное условие в договоре выполнения работ или оказания услуг. Приобретать ИС в рамках трудового договора сложнее: как минимум, разработка должна быть непосредственной обязанностью работника. Часто в расчёте на будущий due diligence предусмотрительные стартаперы заключают с работником два договора: трудовой — на все случаи жизни, и авторский — для передачи прав на конкретные произведения. Внимание: лицензионный договор не может обеспечить передачу прав на интеллектуальную собственность!

  • 2. Передача ИС должна быть тщательно задокументирована: чем лучше эти активы описаны в актах, тем проще будет доказать права на них.

  • 3. Оформление передачи ИС задним числом, без оплаты, или за символическую плату даёт повод трактовать её, как мнимую сделку, не имеющую правовых последствий. В ряде случаев закон прямо требует оплачивать передачу интеллектуальной собственности. Так что относиться к документированию компенсации за создание ИС нужно всерьез.

Представьте ситуацию. Тимур решил создать новую социальную сеть и нанял программистов Мишу и Диму. Те сваяли ему серверную часть и мобильное приложение; деньги Тимур передал им наличными, никакие договоры оформлять не стали. Когда проектом заинтересовался инвестор и начал вникать в детали, Тимур обратился к разработчикам с просьбой подписать задним числом договор на передачу прав. А те отказались. В ходе due diligence выяснилось, что программисты успели продать тот же движок другому стартапу, который на его основе запустил приложение для игры в рулетку.

Чтобы избежать подобных ситуаций и не отпугнуть инвесторов, прописывайте все необходимые бумаги «на берегу». Готовьтесь к инвестициям заранее!


8 декабря начнутся занятия нового потока «Школы инвестиций», на которых вы сможете освоить тонкости инвестиционных процессов, включая оценку стартапов и оформление сделок. Подробности и программа курса.

LETS_SUBSC

Яр Пархоменко,

Автор #tceh