Как писать хорошо:
статья, очерк, книга

Мастерская Николая Кононова "Журналистика и нон‑фикшн"

Записаться

Информация о курсе

Трёхдневный интенсив: 4, 7, 8 ноября, 2015.
Продолжительность: каждый день с 10:00 до 18:00 (с двумя перерывами).

Задание

Присылайте ссылки на nickolay.kononov@gmail.com три своих лучших статьи (рассказа, исследовательские работы); если таковых нет, напишите эссе о себе и своих мотивах — где собираетесь применить знания, полученные на курсе.

Место проведения

Коворкинг #tceh, м.«Курская», Серебряническая набережная, 29 БЦ "Silver City", пять минут пешком от метро.

Посмотреть на карте

Преподаватель

Николай Кононов

Главный редактор интернет-журнала о предпринимательстве «Секрет фирмы» (Secretmag.ru). Автор курсов «Журналистика, сторителлинг и нон-фикшн», «Сторителлинг в бизнесе».

Родился в Москве в 1980 году, окончил МГУ, писал в газеты «Известия» и «Столичная вечерняя», журналы «Эксперт» и Forbes, возглавлял сайт о бизнесе Hopes&Fears, работал редакционным директором Look At Media. Автор книг «Бог без машины» (шорт-лист премии «Новая словесность — 2012») и «Код Дурова» (лонг-лист премии «Новая словесность — 2013», права на экранизацию выкупил кинопродюсер Александр Роднянский).

Программа занятий

4 ноября, 2015

  • О чём писать. Выбор темы, формулировка и проверка гипотезы.
  • Работа в поле. Как собирать и проверять информацию.
  • Как работать с героями. Психология и основные правила.
  • Сюжетостроение. Драматическая структура истории.
  • Подробный план. Законы его составления.

Разбор текстов мастеров.

Задание по итогам занятия.

7 ноября, 2015

  • Письмо. Как говорить по делу и бороться со штампами и избыточностью.
  • Writer's block. Приёмы преодоления.
  • Как писать о людях. Портрет, детали, характеристики.
  • Диалог и полилог. Как использовать прямую речь.
  • Личный стиль. Язык, интонация и методы её выработки.

Разбор текстов мастеров.

Задание по итогам занятия.

8 ноября, 2015

  • Работа над текстом. Как написать историю на одном дыхании.
  • Саморедактура. Основные приёмы.
  • Особенности работы над статьёй, книгой, питчем.
  • Заголовок и синопсис. Как продать историю.
  • Работа с редактором. Как выжать из неё максимум пользы.

Презентация и разбор проектов участников.

Олег Кашин,

журналист, автор книг «Действовавшие лица» и «Роисся Вперде»:

Я боюсь длинных текстов и, видимо, поэтому вместо одного большого предпочитаю написать много коротких. Но если бы я решил всерьез бороться с этим своим страхом, то я позвал бы Кононова, это первое имя, которое приходит в голову. Учиться нужно у того, кто умеет сам. Кононов умеет, я читаю его много лет и уверен в нем как в себе.

Михаил Иванов,

основатель издательства «Манн, Иванов и Фербер» и Smart Reading:

В 2011 году я увидел рукопись книги о «ВКонтакте» и Павле Дурове и сразу понял, что это будет бестселлер. Сомнений не было в том числе потому, что первая книга Николая хорошо продавалась и вошла в шорт-лист престижной литературной премии НОС. Я не ошибся: спустя месяц блестящих продаж, кинопродюсер Александр Роднянский выкупил права на экранизацию «Кода Дурова». Если вы хотите стать писателем и сделать литературу чем-то большим в своей жизни, чем хобби, — горячо рекомендую этот мастер-класс.

Константин Мильчин,

литературный критик, редактор отдела культуры журнала «Русский репортёр»:

Если кто и умеет писать нон-фикшн в России, то это Николай Кононов. И хотя я часто говорю авторам «выберите другую профессию», если всё-таки не можете не писать — идите и учитесь.

Отзывы участников

Владимир Раевский,

ведущий телеканала «Москва-24»:

Я знал, что Николай делал изумительное издание о бизнесе Hopes & Fears, в котором мои представления о честной журналистике воплощались практически полностью. Также я видел, что Кононов написал классную книгу о Павле Дурове и продал права на ее экранизацию — в общем, его авторитет не вызывал сомнений.

У Николая есть дар литературного психотерапевта. Он задает будущему автору такие вопросы, что у того довольно быстро начинает проясняться в голове, чего же он на самом деле хочет. Это очень интересно наблюдать, особенно если у человека в голове сначала одна, а к концу обсуждения другая концепция книги.

Екатерина Аксенова,

эксперт по электронному правительству, автор блога Gov-gov.ru:

Мы с товарищем уже несколько лет хотели написать в соавторстве книжку о том, как на самом деле устроено электронное правительство и почему его устройство и принципы работы важны для всех жителей нашей страны. У нас есть прорва материалов — истории из жизни, кейсы, исследования, но оказалось, что превратить тезисы, даже подкрепленные большим количеством фактуры, в книжку не так просто. Поэтому я решила сделать это с человеком, у которого такие вещи получаются.

На своем опыте я поняла, что писательское ремесло — это умение работать с большим замыслом, а не просто здоровенный текстовый файл. Сейчас же все пишут, у всех блоги — и часто очень интересные. Для того чтобы хорошо писать маленькие вещи, заметки, достаточно быть внятным человеком и иметь что-то за душой. А чтобы удержать масштаб, нужно владеть ремеслом.

Михаил Левин,

редактор журнала "Афиша":

Я работал с Николаем в журнале Forbes и на курс попал, потому что было интересно, что он делает, — захотелось потащить на занятия своих сотрудников. Занятия у нас проходили так: сначала лекция, затем семинарная часть, где все обсуждали материалы друг друга, задавали вопросы и решали, как наши тексты нужно изменить. Чтобы быть хорошим писателем, нужен вкус к историям, но, в отличие от журналистики, здесь истории должны быть длиннее и у них должна быть сверхидея.